В меню
ТРИ ВЕКА ЛИТЕРАТУРНОГО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Литературная слава Петербурга объясняется не только тем, что он являлся столицей на протяжении как золотого (первая треть XIX столетия), так и Серебряного (начало XX столетия) века русской культуры. Сам город с его островами и каналами, белыми ночами, великолепными памятниками архитектуры необыкновенно привлекателен для писателей, поэтов и художников. Отношение к нему всегда было разным - в Петербурге видели то "окно в Европу", то "проклятие России" - мёртвый город, который возник из болота и обречён кануть туда же. Но в произведениях всех живущих здесь писателей и поэтов Северная столица становилась не только местом действия, но и равноправным действующим лицом.

ОТ ТРЕДИАКОВСКОГО ДО КНЯЖНИНА
Три века русской литературы подарили нам три разных Петербурга. В XVIII в. это был величавый "град Петров",'воспетый в одах М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина. Все они жили в столице и участвовали в сотворении её литературного облика. Но сначала нужно было реформировать русский язык. Это сделали Василий Кириллович Тредиаковский в сочинении "Новый и краткий способ к сложению российских стихов..." и Михаил Васильевич Ломоносов в работе "Российская грамматика". Тредиаковский ввёл в язык такие слова, как, например, "общество", "искусство", "благодарность", "дальновидность" и даже "гласность". В свою очередь, с именем Ломоносова связано появление в русском языке слов "чертёж", "практика", "температура" и т. д.

При Екатерине II Петербург превратился в признанный европейский центр эпохи Просвещения. Сама императрица переписывалась с французскими просветителями и анонимно редактировала журнал "Всякая всячина". Это было в стиле того времени в журналах высказывались все новые философские и политические идеи, и верховная власть желала держать этот процесс под контролем.

Однако с разрешением частных типографий пресса быстро встала на нежелательный для правительства путь развития. Появились журналы, критиковавшие крепостной строй, произвол чиновников и даже самодержавие. Первым среди них был "Трутень" (1769-1770 гг.), издаваемый Николаем Ивановичем Новиковым. Этот видный просветитель и организатор тайных масонских лож был не только журналистом, но и издателем первого собрания русских исторических памятников - "Древней российской вивлиофики" (1773-1775 гг.). Журналы Н. И. Новикова "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелёк" были закрыты. Комедию Д. И. Фонвизина "Недоросль", поставленную в 1782 г., Екатерина II приняла благосклонно, но печатать не разрешила, резонно рассудив, что печатное слово опаснее устного. Более сурово обошлись с А. И. Радищевым, автором "Путешествия из Петербурга в Москву" (1790 г.), которое, по словам императрицы, пыталось "произвесть в народе негодование противу начальников и начальства" и содержало "неистовые изражения (выражения. - Прим. ред.) противу сана и власти царской". Радищев был приговорён к смертной казни и лишь по милости Екатерины навечно сослан в Сибирь - в Илимский острог.

Для контроля за состоянием словесности в 1783 г. была основана Российская академия, получившая такое название в отличие от Академии наук и художеств, созданной в январе 1724 г. Одной из главных целей новой академии стало следить за чистотой русского языка и воспитывать у общества вкус образцовыми сочинениями. Академию возглавила одна из образованнейших русских женщин - Екатерина Романовна Дашкова. Академиками стали крупнейшие столичные писатели Д. И. Фонвизин, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, Я. Б. Княжнин; им доверялась роль цензоров выходивших новых сочинений. Однако литераторы не оправдали надежд. Так, в 1793 г. Княжнин напечатал трагедию "Вадим Новгородский", в которой императрица усмотрела критику монархии. Трагедия была сожжена, а допустившая её издание Дашкова смещена с поста президента Академии наук. Цензурные строгости ещё более усилились при Павле I, когда новые русские книги печатать стало практически невозможно.

ВЕК ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ
Русская действительность постепенно менялась. Архаичный литературный язык и высокий стиль перестали соответствовать потребностям читающей публики. Из Европы вторгся романтизм с его культом свободы и естественности чувств. В русской литературе романтические веяния первым подхватил Н. М. Карамзин - своей повестью "Бедная Лиза" он нанёс классицизму решающий удар. За Карамзиным последовал В. А. Жуковский, давший в переводных балладах целую галерею романтических персонажей. Однако консерваторы, приверженцы классицизма, не собирались сдаваться. Их оплотом стало общество "Беседа любителей русского слова", которое возглавил адмирал А. С. Шишков. Он всеми средствами стремился оградить не только литературу, но и русский язык от иноземных влияний и поэтому писал нелепым искусственным языком. Пошишковски фраза "Франт идёт по бульвару из театра" должна была звучать так: "Хорошилище грядёт по гульбищу из ристалища". В идеях членов "Беседы..." содержалась и здравая мысль: литература должна питаться народными корнями, фольклором. Однако в многонациональном Петербурге эта мысль не могла найти отклика.

В противовес "Беседе..." сторонники романтизма основали общество "Арзамас", где на дружеских вечеринках в шутливой форме обсуждали серьёзные вопросы литературы. Членами общества стали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, А. И. Тургенев, молодой А. С. Пушкин. Часть членов "Арзамаса" вошла в состав декабристских тайных обществ. Как часто бывало в России, революционная деятельность приобрела литературную форму.

30-е годы XIX в. стали закатом золотого века русской литературы. В Петербурге это было время салонов. Писатели и поэты, больше не претендуя на роль трибунов, мечтали лишь о небольшом кружке внимательных слушателей. Такие кружки собирались у редакторов Н. И. Греча и А. А. Краевского, в салонах знатных дам Е. П. Ростопчиной и А О. Смирновой-Россет. Творческие люди встречались в Публичной библиотеке у А. Н. Оленина и И. А. Крылова, в книжных лавках В. А. Плавилыцикова и А. Ф. Смирдина. В столкновении мнений и творческих подходов решалась будущая судьба русской литературы, складывался образ Петербурга - у каждого свой. Но на всех строках, посвящённых Северной столице, лежал отпечаток пушкинского противопоставления: "Город пышный - город бедный". Никто из авторов XIX в. не мог пройти мимо этого противоречия имперского богатства и бедности "маленьких людей", составлявших население Петербурга. Были замечены и другие противоречия - европейская оболочка и российское содержание, тяжесть камня и зыбкость болот под ним, идеальный замысел города и обыденность его жизни.

Всё это глубоко отразилось в творчестве крупнейших русских писателей. Для Николая Васильевича Гоголя, автора повестей о Петербурге ("Невский проспект", "Нос", "Шинель", "Записки сумасшедшего" и др.), столица - место страданий и гибели "маленьких людей". Эта гибель обусловлена не только общественными причинами, но и фантастическим, враждебным человеку характером самого города. Философия Гоголя была превратно понята писателями так называемой "натуральной школы", знаменем которой стали идеи В. Г. Белинского. Да, Петербург жесток к "маленьким людям", признавали они, но эта жестокость имеет сугубо общественные причины, и её необходимо исправлять. Белинский видел в Петербурге "новый город в старой стране, следовательно, новую надежду, прекрасное будущее этой страны".

Н. А. Некрасов с этих позиций создал произведения, вошедшие в сборник "Физиология Петербурга" (1845 г.). Некрасов определял литературную жизнь Петербурга в середине века так же, как в 30-х гг. её определял Пушкин.

Другой литературный гений, граф Лев Николаевич Толстой, Петербург инстинктивно не любил, старался бывать в нём как можно реже и каждый раз жаловался, что заболевает, находясь там. Он тоже воспринимал Северную столицу как город "придуманный" и чуждый "началам" русской жизни.

Не любил Петербург и Антон Павлович Чехов, хотя был тесно связан со здешней литературной и театральной жизнью. Враждебность столицы к человеку остро ощущал Всеволод Михайлович Гаршин на пороге безумия, которое заставило его покончить с собой. В конце столетия глубоко пессимистические стихи, предрекавшие Петербургу гибель, писали Константин Константинович Случевский и Иннокентий Фёдорович Анненский. Это было вызвано как особенностями города, так и общим ощущением кризиса привычных норм и ценностей, которое на рубеже веков охватило не только Россию, но и весь мир. В отличие от реалистов писатели нового, модернистского направления считали пороки человека и города следствием самой человеческой природы. Поэтому, по их мнению, следовало не переделывать мир, а принимать все его стороны и находить в них ту "вечную красоту", которая, по словам Достоевского, может спасти мир.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
Петербург стал родиной русского модернизма и символизма. Первые манифесты русского символизма были созданы поэтами Николаем Максимовичем Минским (Виленкиным) и Дмитрием Сергеевичем Мережковским в 90-х гг. XIX в. В начале XX в. символистские поэты и прозаики печатались в журналах "Мир искусства" и "Новый путь", участвовали в религиозно-философских собраниях, встречались в салонах Д. С. Мережковского и Вяч. И. Иванова. У символистов были свои издательства - "Скорпион", "Гриф", "Мусагет", выпускавшие книги российских и зарубежных авторов этого направления.

В Петербурге жили и работали многие писатели и поэты, творчество которых связано с Серебряным веком русской литературы, - К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Ф. Н. Сологуб. Здесь в 1904 г. вышла первая книга стихов А. А. Блока, вся жизнь которого была связана с Петербургом. Он описывал столицу как "всемирный город", трагичный и наполненный предчувствием неминуемой гибели. "Страшный мир" Петербурга Блок воссоздавал, обращаясь в своей поэзии не к центру, а к фабричным "закоулкам". Их столкновение с центром - оплотом власти и богатства - превращается у поэта в конфликт "скифов" с одряхлевшей европейской цивилизацией, из которого должен родиться новый мир. Те же настроения пронизывают роман Андрея Белого "Петербург", опубликованный в 1913-1914 г. В романе, как и в поэме Блока "Возмездие", неминуемая гибель столицы приписывается року, тяготевшему над ней с Петровских времён.

Расцвет модернизма вызвал ответную реакцию среди писателей реалистического направления, которое в конце XIX в. находилось в кризисе. Приехавший в Петербург Максим 1Ърький выступил за соединение реалистического метода с романтическим сюжетом и героями. Таких же взглядов придерживались авторы издательства "Знание", которое в 1902-1912 гг. возглавлял 1Ърький.В работе издательства участвовали писатели И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. С. Серафимович, А. И. Куприн.

ВЕК ДВАДЦАТЫЙ

1917 год стал переломным в развитии литературы. Столкнувшись с враждебным отношением со стороны новой власти и рабочих, многие петербургские писатели эмигрировали. Среди них были И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, В. Ф. Ходасевич, А. Т. Аверченко, Н, А. Тэффи, А. И. Куприн и многие другие. Оставшиеся пытались замкнуться в творчестве, отстаивая принцип независимости литературы от политики,

В апреле 1918 г, такую позицию высказало общее собрание Союза деятелей искусств в Академии художеств. В обстановке голода и разрухи создавались новые творческие объединения. Сплотить петроградских литераторов в нелёгких условиях большевистской диктатуры попыталась Вольфила - Вольная философская ассоциация, образованная в 1919 г. Её возглавил литературный критик и публицист Р. В, Иванов-Разумник, Он считал целью ассоциации "не дать угаснуть искре вечной духовной Революции". К ассоциации были близки А. А. Блок, А. Белый, Л. П. Карсавин. Члены Вольфилы собирались на заседания, читали доклады, пытались пропагандировать свои идеи в печати. В 1924 г. ассоциацию закрыли; одни её участники оказались в эмиграции, другие - в тюрьмах и лагерях. С некоторыми советская власть обошлась ещё более сурово. В августе 1921 г. по сомнительному обвинению в заговоре был расстрелян поэт Н. С. Гумилёв. Однако власть боролась с писательским разномыслием не только репрессиями. Куда эффективнее была монополия на печатное слово. К середине 20-х гг. все издательства, газеты и журналы стали государственными, а по сути - партийными.

В конце 1921 г. Петроград покинул, опасаясь ареста, даже бывший "беспартийный большевик" Максим Горький. До отъезда за границу он успел помочь петроградским деятелям культуры, основав для их поддержки издательство "Всемирная литература", а также "Дом искусств", где многие литераторы переждали самое голодное время. При Доме искусств, превращённом в писательскую коммуну, существовали студии и кружки литературного мастерства. Один из них превратился в известное объединение "Серапионовы братья", участниками которого были М. М. Зощенко, Л. Н. Лунц, В. А. Каверин, Н. С. Тихонов, К. А. Федин.

К середине 20-х гг. "несоветские" авторы эмигрировали или были оттеснены на обочину литературной жизни. Выдвинулись "пролетарские писатели", создавшие множество организаций типа Пролеткульта (Пролетарская культура). Созданный накануне Октябрьского переворота 1917 г., Пролеткульт объявил себя единственным и высшим носителем пролетарского начала, полностью независимым от официальных властей. Пролеткультовцы требовали отказаться от художественных достижений прошлого и создать новую, пролетарскую культуру. Борясь за литературную гегемонию, пролеткультовцы доносили на несогласных, травили их и презрительно называли "попутчиками" советской власти.

Сама власть, нуждавшаяся в высокохудожественных литературных произведениях, была вынуждена осадить своих слишком ярых сторонников. В постановлении Центрального Комитета партии от 18 июня 1925 г. была осуждена деятельность Всероссийской ассоциации пролетарских писателей (ВАПП) и других подобных организаций. После этого были созданы литературные объединения "попутчиков". В самое крупное - Всероссийский союз писателей - входили А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, О. Д. Форш и др. Членами Общества крестьянских писателей стали Н. А. Клюев, А. П. Чапыгин и живший в Москве С. А. Есенин. А в конце 20-х - начале 30-х гг. существовало Объединение реального искусства (ОБЭРИУ), членами которого - обэриутами - были такие поэты, как Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н.М.Олейников.

. В 1934 г. по указанию партии все писательские организации объединились в Союз писателей. На его первом съезде в Москве, состоявшемся в том же году, главным творческим методом советской литературы объявили социалистический реализм. Суть его свелась к воспеванию реальных и мнимых достижений социализма. Кроме того, вернувшийся из эмиграции Горький поставил задачу воспитать писателей из народа. С этой целью в Ленинграде был открыт Рабочий литературный университет. Выходили литературные журналы, невиданно большими тиражами издавались произведения классиков и современных авторов. Правда, только тех, которые считались "прогрессивными". Книги же огромного числа объявленных "буржуазными" писателей ещё в 1927 г. изъяли из библиотек и сожгли.

В конце 30-х гг. репрессии не пощадили ленинградских писателей - как "попутчиков", так и "социально близких" членов партии. Из 900 членов писательского союза почти 150 были расстреляны, оказались в лагерях и ссылке. Лишь немногие - в их числе О. Ф. Берггольц, Н. А. Заболоцкий, В. Т. Шаламов - вернулись живыми и смогли творить. Вечным памятником погибшим звучит "Реквием" А. А. Ахматовой, сын которой Л. Н. Гумилёв тоже был невинно осуждён. Многие писатели погибли на фронте, умерли от голода в блокаду. Те, кто остался в блокадном городе, выступали по радио, поддерживали в ленинградцах волю к жизни и сопротивлению. В дни войны родились героические поэмы "Киров с нами" Н. С, Тихонова, "Февральский дневник" О. Ф. Берггольц, "Пулковский меридиан" В. М. Инбер.
После войны многие надеялись на то, что жёсткий контроль властей за творчеством ослабнет. Но удар по этим надеждам был нанесён уже в 1946 г. постановлением Центрального Комитета партии "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и позже - кампанией против космополитов. Под угрозой новых репрессий многие писатели старшего поколения почти перестали творить. Однако в литературу вошло новое поколение, прошедшее войну: Ф. А. Абрамов, Ю. П. Герман, В. Ф. Панова, поэт В. С. Шефнер, драматург А. М. Володин. Их называли "шестидесятниками", хотя они принадлежали к более старшему поколению.
Подлинные ленинградские "шестидесятники" были более далеки от политики, чем их московские сверстники. Главной задачей литературы они считали не вмешательство в действительность, а правди-

вое отражение её. На их творчество оказали влияние произведения зарубежных авторов, которых начали переводить в тот период, особенно боготворимого "шестидесятниками" американского писателя Эрнеста Хемингуэя. А выросшее в 60-х гг. поколение ленинградских писателей вскоре начало определять не только ленинградскую, но и советскую литературу. В отличие от шумных москвичей, вечно занятых политической и общественной жизнью, ленинградцы были погружены в исследования психологии человеческой личности на фоне сложных современных проблем. Они не переставали общаться друг с другом, но и не сбивались в группировки, существуя по отдельности, - каждый старался сохранить свою яркую индивидуальность.

Непохожесть всегда смущала советских литературных чиновников, поэтому с трудом пробивались к читателю произведения таких талантливых авторов, как А. Г. Битов, В. В. Конецкий. Долго не замечала официальная критика ироническую прозу В. Г. Попова, философские повести М. М. Чулаки. Только после 1985 г. стали издаваться на родине произведения эмигранта С. Д. Довлатова. Нелёгкой была судьба и ленинградских поэтов. Самый яркий представитель поколения 60-х гг. - И. А. Бродский был отправлен в ссылку как тунеядец, а в 1972 г. эмигрировал. В 1987 г. Шведская академия присудила ему Нобелевскую премию по литературе. Долго писали "в стол" близкие к Бродскому поэты А. С. Кушнер, Е. Б. Рейн, Г. Я. Горбов-ский, а также необычный В. А. Соснора, который сочетает в своём творчестве древнерусскую традицию и новейшие стилистические приёмы.

Петербургская литература рубежа XX-XXI столетий одновременно является и зеркалом России, и зеркалом города, который по-прежнему сохраняет за собой звание культурной столицы.
В меню
Hosted by uCoz