В меню

ГОРОД НА НЕВЕ. МОСТЫ, ЛОДКИ, ПРИСТАНИ

Санкт-Петербург - самый богатый мостами российский город. В нём, включая пригороды, насчитывается около 800 мостов и мостиков. Это неудивительно для города, треть территории которого лежит на островах. Тем не менее начинался Петербург с полного отрицания мостостроения. Чтобы приучить жителей к воде, Пётр I требовал преодолевать водные преграды на лодках или в крайнем случае на паромах. Мосты разрешалось строить только на улицах и дорогах, по которым перевозили важные грузы.
Именно так в 1703 г. возник первый в городе Петровский мост (с 1887 г. - Иоанновский), соединивший Берёзовый (Городской) остров с Заячьим, где началось строительство Петропавловской крепости. Затем появился Аничков мост, представлявший собой несколько досок, перекинутых через Безымянный Ерик (позже река Фонтанка), с ограждениями по обеим сторонам.

СЕВЕРНАЯ ВЕНЕЦИЯ

Уже после смерти Петра I, в 1727 г., появился первый мост через Неву - Исаакиевский. Мост был наплавным, т. е. состоял из поставленных борт к борту лодок с положенными на них досками. Такие мосты наводили ранней весной и разбирали осенью, к началу ледостава. По легенде, соорудить его повелела Екатерина I, после того как при переправе на лодке волна залила её с ног до головы. Вскоре возникли и другие подобные мосты, которые в течение 150 лет соединяли берега Невы и Невки. Они были непрочными и часто разрушались во время наводнений. В XIX в. наплавные мосты превратились в сложные сооружения с гранитными опорами. Их проложили не только на Васильевский, но и на Елагин и Крестовский острова, куда многие горожане ездили отдыхать. Постепенно наплавные мосты были заменены каменными, а затем и чугунными. Там, где мостов не хватало, плавали самоходные паромы, которые называли "самолётами". Зимой пассажиров перевозили на санях. По указу Петра I о начале переправы через Неву после ледохода извещали барабанным боем и тремя пушечными выстрелами. Переправы через Неву также ушли в прошлое, хотя последняя из них - на Канонерский остров - закрылась только в 1983 г., после строительства туннеля под Морским каналом.

В золотой век Екатерины II Петербург украсили каменные набережные и мосты. Первыми появились Прачечный, Верхне-Лебяжий и Эрмитажный мосты, затем Казанский и Каменный.Эти мосты были относительно короткими - от 15 до 22 м, но широкими, чтобы по ним могли проезжать громоздкие кареты. Сооружали их в основном из гранита, без особых архитектурных излишеств. Однако вскоре сообразили, что мосты могут служить украшением города. В 80-х гг. XVIII в. были возведены семь однотипных каменных мостов через Фонтанку, включая Аничков, Обухов-ский и Старо-Калинкин. По краям их стояли гранитные башни с фонарями, гармонирующие с гранитом набережных. Старо-Калинкин, а также более поздние Ново-Калинкин и Мало-Калинкин мосты получили название не от ягоды калины, а от финской деревушки Каллина. Эти мосты были уже более длинными - до 70 м. Их впервые сделали не подъёмными, как прежние деревянные, а разводными, чтобы пропускать в центр города военные суда и баржи с товарами. Именно тогда мосты обрели свою главную особенность, которой петербуржцы гордятся до сих пор.

Несколько комбинированных мостов - деревянных на каменных опорах - были построены на Крюковом канале. Наконец, в 1800 г. появился Трёхчастный мост на Воскресенском канале, проведённом по приказу Павла I к его Михайловскому замку. Это оригинальное строение имело форму трезубца. Мост был коротким, но самым широким в то время - 30 м. К 1882 г. его засыпали землёй вместе с каналом, который потерял своё значение и превратился в сточную канаву.

В начале XIX столетия в Петербурге инженеры впервые в России опробовали технологию изготовления мостов из тюбингов - пустотелых чугунных секторов. В первой половине столетия появилось 12 таких мостов, включая Полицейский (ныне Народный), Поцелуев, Конюшенный и Театральный. Особенно были известны четыре относительно коротких моста через Мойку, выкрашенные в разные цвета; петербуржцы называли их Цветными. Это Жёлтый (позже Певческий), Зелёный, Красный и Синий мосты. На них впервые появились витые чугунные решётки, которые позже украсили многие другие мосты и набережные Петербурга. На этих мостах были установлены фонари - вначале масляные, а в 30-х гг. XIX в. газовые.

Тогда же на малых реках стали сооружать подвесные мосты на цепях по проекту инженера Г. Треттера. Среди них такие, как Пантелеймоновский (ныне Пестеля), Египетский, Почтамтский, Банковский, Львиный. Ныне в первозданном виде сохранились только последние три. В 1905 г. Египетский мост обрушился, когда по нему проходил эскадрон Конно-гренадерского полка. После этой трагедии был разобран однотипный Пантелеймоновский мост из опасения, что с ним может случиться то же. В советское время оба моста восстановили в близком к прежнему виде. Цепные мосты, которые петербуржцы прозвали "мостами на ниточке", своим изяществом до сих пор привлекают внимание туристов и фотографов.

ЗНАМЕНИТЫЕ МОСТЫ

К 1863 г. в Петербурге был уже 181 мост. Из них самыми прославленными в городском фольклоре являются два - Аничков и Поцелуев. Первый был построен ещё в 1715 г. и назван в честь полковника М. О. Аничкова, который руководил его строительством. Мост находился в центре города и перестраивался, пожалуй, чаще всех остальных. Сначала его сделали подъёмным, а затем - разводным. В 1741 г. он превратился в типовой мост с романтическими каменными башнями наподобие сохранившихся Чернышёва или Старо-Калинкина. Постепенно Аничков оказался узок для потока движения по Невскому. Поэтому в 1841 г. из розового гранита сложили новый мост - трёхпролётный и неразводной. Вскоре скульптор П. К. Клодт предложил установить на нём свою композицию "Укрощение коня человеком", которую сначала предполагалось разместить напротив

Академии художеств. Четыре прекрасные скульптуры были закончены в 1850 г. и прославили имя Клодта. Император Николай I был в восторге от коней и дарил их копии иностранным государям. В 1908 г. мост был перестроен по проекту П. В. Щусева, однако скульптуры остались на прежних местах. Их сняли только в начале блокады и закопали в землю, обложив мешками с песком. Сам Аничков мост подвергался постоянным обстрелам, за что блокадники прозвали его Пронеси, Господи. Только в апреле 1945 г., когда ходить по нему стало уже не опасно, коней торжественно водрузили на прежнее место.

В 1850 г. выпускник Института путей сообщения С. В. Кербедз завершил строительство первого постоянного моста через Неву. В честь расположенного рядом Благовещенского собора (позже снесённого) мост был назван Благовещенским. После смерти Николая I мост получил его имя, а в советское время был переименован в честь лейтенанта П. П. Шмидта. По преданию, император повелел за каждый законченный пролёт моста повышать Кербедза в звании. Так это или нет - не известно, но инженер, начавший стройку в звании капитана, закончил её генералом. Пролётов на мосту восемь, а его общая длина составляет около 365 м. Благовещенский мост был разводным - у него поднимался боковой пролёт у правого берега. Только в 1936-1938 гг., при реставрации, разводным пролётом сделали центральный, чугунные арки заменили стальными. Любопытно, что прежний мост не оставили ржаветь, а перенесли в Калинин (ныне Тверь), где он до сих пор исправно служит средством переправы через Волгу.

В 1837 г. был построен первый железнодорожный мост на Обводном канале. Позже начали возводить мосты, предназначенные для проезда транспорта, - крытые булыжником, а потом и асфальтом. На металлических мостах, построенных в 70-х гг. XIX в., проложили рельсы для конки. Такими были Варшавский, Поцелуев, Второй Садовый и другие мосты. В 1913 г. по проекту датской фирмы был сооружён первый железнодорожный мост через Неву - Финляндский. Его общая длина с подходами составляла 1130 м. В конце 80-х гг. рядом с обветшавшим старым мостом прямо на воде собрали новый такой же длины.

Довольно долго в Петербурге сохранялись наплавные мосты. Последний из них - Исаакиевский - существовал до 1916 г. Но постепенно их вытеснили металлические. В 1879 г. был выстроен второй постоянный мост через реку Неву, который носил имя императора Александра II (ныне Литейный). Он соединил Литейный проспект с Выборг-ской стороной. Именно на этом мосту впервые были установлены "свечи" Яблочкова - электрические светильники. Литейный, как и Благовещенский, разводился сбоку вплоть до 1965 г., когда в ходе реконструкции его чугунные перекрытия были заменены стальными. В 1903 г., в день празднования 200-летия города, торжественно открылся красивейший в Петербурге Троицкий мост, который прозвали Трёхфонарным из-за уникальных фонарей художественной работы с тремя светильниками. Он соединил площадь Суворова с Каменноостровским проспектом. Этот мост был плодом русско-французской дружбы - его строила французская фирма знаменитого инженера А. Г. Эйфеля одновременно с мостом Александра II в Париже. Троицкий мост длиной 578 м стал первым, в котором разводился центральный пролёт. Его первым захватили большевики по приказу Ленина в дни Октябрьского переворота. В советское время он назывался мостом Равенства, а в 1934 г. получил имя убитого партийного деятеля С. М. Кирова.

В 1908 г. начали возводить Больше-охтинский (или просто Охтинский) мост длиной 335 м. Его строительство планировалось давно, но деньги в городской казне нашлись только тогда, когда при переправе на Охту затонул пароход с рабочими. Мост строила группа инженеров во главе с Г. Г. Кривошеиным, которого часто упрекали в "голом рационализме". Действительно, прямые линии моста были лишены архитектурных излишеств и не гармонировали с убранством Смольного монастыря, где он начинался. Однако эти черты Болынеохтинского моста повторились и в других больших мостах, в том числе в Дворцовом, соединившем в 1916 г. Дворцовую набережную с Васи-льевским островом. Инженер А. П. Пше-ницкий впервые в мире соорудил в центре моста трёхшарнирную разводную арку. Уже в годы советской власти Дворцовый мост украсили узорной решёткой, а его опоры - парапетами из розового

ЖИЗНЬ НА РЕКЕ

Вокруг мостов и на набережных кипела многообразная городская жизнь. К невским пристаням швартовались рыбацкие лодки, здесь всегда торговали свежей рыбой. Многие петербуржцы любили ловить рыбу и летом бороздили реку на собственных или взятых напрокат лодках. В основном это были жители села Рыбацкого, где Екатерина II поселила отставных солдат и пожаловала им рыбные угодья. Более состоятельные горожане развлечения ради катались на яхтах или байдарках. У яхт-клубов, главные из которых размещались на Крестовском и Ва-сильевском островах, были свои флаги, костюмы, традиции. В мае, когда начинался плавательный сезон, в клубах проходила торжественная церемония поднятия флага, сопровождавшаяся молебнами и стрельбой из пушек.

На Неве располагались также пристани для пароходов, ежедневно доставлявших тысячи людей с рабочих окраин и из пригородов. Зимой устраивали переправы через Неву по льду. Для пешеходов и лошадей на берегах сооружали специальные сходни, а на льду ставили вешки. В тёмное время, особенно в пургу, переходить реку пешком опасно - можно сбиться с дороги и попасть на непрочный лёд. От Дворцовой набережной до Зоологического сада через Неву ходил по льду электрический трамвайчик, который за пятак перевозил пассажиров. Правда, после строительства больших мостов через реку эти способы переправы постепенно ушли в прошлое.

На Невке между Биржевым и Тучковым мостами довольно долго находился торговый порт. Позже его перенесли на взморье, но реки остались местом причала и зимовки пароходов и барж с грузом. В некоторых местах Невка и Охта были сплошь забиты пристанями, дебаркадерами, плавучими кранами. После разгрузки баржи разбирали на дрова, которые сразу же продавали жителям. На лайбах - небольших двухмачтовых шхунах - доставляли лес, песок, картофель из Эстонии и Финляндии. Часто лайбы и баржи проходили через разводные мосты в самый центр Санкт-Петербурга, загромождая Фонтанку и каналы.

МОСТЫ ВРЕМЁН СССР

После Октября 1917 г. наступил долгий период разрухи, восстанавливать мосты и строить новые начали только во второй половине 20-х гг. Тогда ленинградские мостостроители открыли для себя новый материал - железобетон. Из него были возведены Ново-Кирпичный, Кашин, Обуховский и другие мосты. В 1936 г. по уникальной технологии соорудили первый железобетонный мост через Неву- Володарский, который соединил между собой новые районы города. В то время опоры железобетонных мостов облицовывали гранитными глыбами. В целом они производят неуклюжее впечатление по сравнению с более ранними изящными строениями. Только с середины 30-х гг. мосты начали строить в стиле прошлого столетия - с решётками, фонарями и прочими украшениями.

В период блокады многие городские мосты подготовили к взрыву, чтобы задержать противника. Однако ни один большой мост серьёзно не пострадал - помогла искусная маскировка. Мосты тогда разводили не регулярно, как всегда, а только по распоряжению штаба обороны, когда нужно было пропустить в Неву военные корабли. После войны было построено несколько крупных мостов, в том числе мост Свободы через Большую Невку и мост Александра Невского через Неву. Последний, возведённый в 1965 г., стал одним из самых длинных в городе - 906 м (с пандусами). Многие старые мосты заменили новыми - металлическими и железобетонными. Эта судьба постигла такие мосты, как Тучков, Комаровский, Банный и Сенной. Некоторые мосты строили "под старину", с большим количеством различных архитектурных украшений. Таковы Английский через Фонтанку и Итальянский через канал Грибоедова. В 1969 г. на том же канале 1рибоедова был построен первый мост из алюминия - Коломенский.

Мосты Санкт-Петербурга являются не только путями сообщения, но и памятниками архитектуры. Сегодня под охраной государства находятся 14 из них. Начиная с 60-х гг. в городе действует программа реставрации старых мостов.

Около двух часов ночи происходит любимый "аттракцион" туристов: в городе разводят мосты. Всего в Петербурге 21 разводной мост, из них восемь перекинуты через Неву. На других реках и каналах мосты в последние годы разводят далеко не каждый день, поскольку судоходство сильно сократилось

В меню
Hosted by uCoz