В меню

ХРАМЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Будущая столица Российской империи начиналась не только с крепости, но и с храма. 23 июня 1703 г., спустя пять недель после начала строительства Петропавловской крепости, под грохот пушечного салюта в ней заложили первую церковь города - собор во имя апостолов Петра и Павла. По преданию, деревянная церковь была сооружена по эскизу Петра I. Судя по рисункам и гравюрам XVIII в., она сильно отличалась от традиционных русских построек. В плане храм напоминал крест, по сторонам от главного входа возвышались две круглые башни со шпилями, такой же шпиль венчал единственный купол.

СВЯТЫНИ ГОРОДА

Непривычным для русского глаза стал и каменный Петропавловский собор, построенный в 1712-1733 гг. архитектором Д. Трезини на месте деревянного. Внутри собор, разделённый массивными столбами на три нефа-"корабля" равной высоты, похож на дворцовый зал. Его восточную часть украшает напоминающий триумфальную арку великолепный резной позолоченный иконостас. Над собором возвышается многоярусная колокольня, как бы вырастающая из западного фасада. Колокольню завершает высокий золочёный шпиль, на вершине которого укреплён флюгер - фигура трубящего ангела. Пётр I торопил с постройкой главной колокольни в новом городе на Неве. Она должна была стать выше колокольни Ивана Великого в Москве. Высота законченной к 1718 г. колокольни составила 106 м. В середине XIX в. деревянный каркас шпиля был заменён металлическим, и колокольня "подросла" (общая высота достигла 122,5 м). В 20-х гг. XVTII столетия на ней установили купленные в Голландии за 45 тыс. рублей часы "с курантами в 35 колоколов". В 1756 г. они погибли при пожаре, а позже были установлены новые, также привезённые из Голландии. Куранты этих часов (после нескольких реставраций они исправно служат до сих пор) каждый час вызванивали мелодию "Коль славен наш Господь в Сионе", а в полдень и в полночь - "Боже, царя храни!".

У святынь Петербурга есть одна особенность: многие из них закладывали и строили в память о славных событиях, чаще всего в честь побед русского оружия. Крупнейший монастырь Северной столицы - Александро-Невская лавра - основан Петром 1в1710г. в честь победы русских войск над шведами на Неве в 1240 г. По своему положению монастырь был поставлен Петром I выше других обителей России. 30 августа 1724 г., в день третьей годовщины победы в Северной войне, по указу императора здесь поместили перенесённые из Владимира мощи Александра Невского. Первоначально весь монастырь был деревянным, но уже к 1722 г. Трезини выстроил здесь из камня двойную церковь - Благовещенскую (первый этаж) и Александра Невского (второй этаж). К концу XVIII в. монастырь (в 1797 г. получил статус лавры) превратился в крупнейший архитектурный ансамбль Петербурга. В нём органично сочетались постройки в стиле раннего и зрелого русского барокко (Благовещенская Александра Невского церковь, Митрополичий дом и Семинарский корпус, Фёдоровская церковь) и классицизма (Троицкий собор). На Лазаревском, Тихвинском, Никольском кладбищах этой лавры похоронены многие выдающиеся деятели русской истории и культуры (см. статью "Петербургские кладбища").

С другой памятной датой связана история Сампсониевского собора. В 1709 г. царь Пётр I собственноручно заложил деревянную церковь в честь победы под Полтавой, одержанной в том же году 27 июня, в день Святого Сампсония. В 1728 г. началась перестройка собора в камне, завершившаяся к 1740 г. В отличие от большинства петербургских храмов XVIII в. Сампсониевский собор и традиционным пятиглавием, и шатровой колокольней с луковичной главкой напоминает русские церкви XVII столетия. На боковых стенах нижнего яруса колокольни укреплены мемориальные доски с именами героев Полтавской баталии.

Лишь одна церковь, возведённая в ту эпоху, не связана с событиями русской военной истории, но с русской армией связана. Строительство церкви Святых Симеона и Анны на Московской стороне долго не могли начать из-за отсутствия средств. В этом районе города жили мелкие служащие и торговцы, работники верфи; церковный приход был беден. Однако командир расквартированного здесь гвардейского Семёновского полка генерал А. И. Ушаков сумел получить в казне средства для сооружения церкви как полковой. Менее чем за три года храм по проекту архитектора М. Г. Земцр-ва был построен и 27 января 1734 г. освящён знаменитым другом Петра I архиепископом Феофаном Прокоповичем. Как и Сампсониевский собор, церковь Симеона и Анны напоминает храмы предшествующего века. Однако в ней уже заметны черты зарождавшегося "петербургского стиля". Так, например, колокольня храма украшена шпилем, как на Петропавловском соборе.

ТВОРЕНИЯ ВЕЛИКИХ ЗОДЧИХ

В середине XVIII в. Петербург украсили ещё два величественных собора. Своими огромными размерами и красотой они могли поспорить с лучшими дворцами того времени. Это и не удивительно - ведь и соборы, и дворцы строили тогда одни и те же архитекторы: В. В. Растрелли и С. И. Чевакинский.

Растрелли в 1748-1764 гг. воздвиг грандиозный ансамбль Воскресенского Новодевичьего монастыря, более известного как Смольный монастырь. Эта обитель стала первой в России, построенной по единому регулярному плану. Крестообразный в плане монастырский двор образован келейными корпусами с четырьмя церквами по углам: Святых Захарии и Елизаветы, Святой Екатерины, Святого Александра Невского, Святой Марии Магдалины. В центре двора - гигантский Воскресенский собор (высота 92 м), отличающийся богатством и сочностью декора, сочетанием голубой окраски стен, белой лепки и золотого сияния куполов и крестов венчающего пятиглавия. Ещё более высокую колокольню (140 м), задуманную Растрелли, так и не возвели. Вскоре после смерти основательницы монастыря императрицы Елизаветы Петровны строительные работы были остановлены. В 1768 г. упразднили и сам монастырь, передав его здания Смольному институту благородных девиц.

В 1752 г. князь и адмирал М. М. Голицын ходатайствовал перед Елизаветой Петровной о возведении в Петербурге "в воздаяние достойной памяти славных дел флота российского" храма во имя Святого Николая Чудотворца - покровителя моряков. После согласия императрицы строительство нового Никольского Морского собора было поручено Чева-кинскому, который и воздвиг его в 1753- 1762 гг. Двухэтажный, рассчитанный на 10 тыс. человек, крестообразный в плане собор увенчан пятью широко расставленными главами с позолоченными куполами. Нарядные наличники, собранные в своеобразные пучки колонны и балконы с коваными декоративными решётками придают храму праздничный облик. Не менее праздничное настроение создаёт и внутренняя отделка верхней и нижней церквей собора. Стены украшены обильной золочёной резьбой по дереву и камню, пышной лепниной. Но и среди этого великолепия выделяется резной позолоченный иконостас верхней церкви. Довольно редкая для храмового зодчества Петербурга особенность собора - отдельно стоящая четырёхъярусная колокольня, увенчанная тонким золочёным шпилем. В соборе проводились богослужения, связанные с различными событиями в жизни российского флота, служили молебны, посвящённые победам флота, и панихиды по погибшим. На стенах собора - мемориальные доски с именами моряков, павших во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. Эта традиция продолжена и в наши дни: здесь установили доску, напоминающую о гибели экипажа атомной подводной лодки "Комсомолец" 7 апреля 1989 г.

Владимирская церковь была построена в 1761-1769 гг. немного в стороне от Невского проспекта. Широкой расстановкой глав, прихотливостью и пышностью лепного фасадного декора она напоминает Никольский Морской собор. Однако в строгости членений главного, обращённого к улице фасада уже чувствуется дыхание нового архитектурного стиля - классицизма, который вскоре придёт на смену барокко.

Крупным мастером нового стиля стал Юрий Матвеевич Фельтен. Но он любил время от времени отступить от рациональной ясности классицизма. В 1777- 1780 гг. архитектор построил один из самых оригинальных храмов Петербурга - Чесменскую церковь. Она была посвящена победе русского флота над турецким в Чесменской бухте Эгейского моря в 1770 г. В плане этот небольшой нарядный храм, похожий на шкатулку или садовый павильон, представляет собой "четырёхлистник". Многие элементы фасада зодчий заимствовал из готической архитектуры, внезапно вошедшей в моду во второй половине XVIII в.

Не менее оригинальный храм - Троицкую церковь - построил в 1785-1787 гг. в имении князя А. А. Вяземского один из признанных мастеров русского классицизма - Николай Александрович Львов. Он был не только архитектором, но и инженером, рисовальщиком, поэтом, музыкантом. Храм, абсолютно круглый в плане (ротонда), окружают 16 колонн, а сверху его перекрывает сравнительно невысокий купол. Рядом находится колокольня, представляющая собой правильную четырёхгранную пирамиду. Формы Троицкой церкви были столь необычными для православного зодчества, что она получила у петербуржцев ироничное название "Кулич и Пасха" (под куличом подразумевалась ротонда, под Пасхой - колокольня). На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т. е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "неколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести.

ВЕК РАСЦВЕТА

Среди выдающихся храмов, построенных в Петербурге в XIX в., выделяются Казанский и Исаакиевский соборы. Продолжалось и строительство "военных" соборов. Так, один из известных российских зодчих, мастер ампира Василий Петрович Стасов, в слободе лейб-гвардии Преображенского полка восстановил сгоревший Спасо-Преображенский собор (1827- 1829 гг.) и в слободе лейб-гвардии Измайловского полка перестроил Троицкий собор (Измайловский; работы закончены в 1835 г.). Спасо-Преображенский собор был возведён в честь победы России в войне с Турцией. Монументальный, увенчанный мощным пятиглавием храм окружён оградой из трофейных турецких пушек, соединённых цепями. Ещё более монументален Троицкий собор, особенно его пять глав, среди которых выделяется громадный центральный купол на высоком, окружённом колоннами барабане.

Церковное строительство в Петербурге во второй половине XIX - начале XX в. не отмечено особенными достижениями, за одним исключением, связанным с историческим событием, на этот раз трагическим. 1 марта 1881 г. на набережной Екатерининского канала студент И. И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. На этом месте в 1883-1907 гг. по проекту архитекторов И. В. Макарова и А. А. Парланда был построен храм-памятник Воскресения Христова, получивший в народе название храма Спаса на Крови. Здесь использованы приёмы и формы русской архитектуры XVI-XVII столетий. В частности, почти буквально повторены многие детали московского собора Покрова что на Рву (храм Василия Блаженного), расположенного на Красной площади в Москве. Фасад Спаса на Крови облицован глазурованным кирпичом, керамикой, изразцами. Авторами украшающих храм мозаик стали крупнейшие художники того времени - В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель и др. Стиль внешнего оформления церкви сохранён и внутри. В отделке интерьера использованы уральские самоцветы и несколько сортов итальянского мрамора

В меню
Hosted by uCoz