В меню

ДВОРЦЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Недаром Санкт-Петербург считается городом дворцов. Он занимает первое место в России не только по числу дворцовых строений, но и по богатству их отделки. Ничего странного в этом нет: именно в Петербурге на протяжении 200 лет жили цари и их родственники, крупные чиновники, значительная часть аристократии. Собранные со всей России капиталы они расходовали на строительство пышных дворцов в самом городе и его окрестностях. Некоторые вельможи имели по нескольку дворцов. А императоры и императрицы в дополнение к Зимнему, который был их главной резиденцией, строили меньшие дворцы по своему вкусу. Долгое время архитектурный облик города определяли дворцы, а также военные и официальные здания. В Петербурге, в отличие от Москвы, не получили большого распространения пышные купеческие особняки. Представители торгово-промышленного мира покупали старые дворцы или строили себе дома на окраинах, в дачных районах. Вплоть до 1917 г. архитектура центра подчёркивала вкусы истинных хозяев города - аристократов и чиновников. Их блистательный дворцовый Петербург резко контрастировал с окружавшим его унылым миром казарм и заводов.

С самого основания Петербург строился строго по плану, и все проекты домов утверждала Канцелярия городовых дел. Специальные чиновники должны были следить, чтобы фасады домов стояли на одной линии, чтобы не было чересчур вызывающих архитектурных деталей и слишком больших "приусадебных участков". Именно из-за этого всеобъемлющего регулирования в городе подолгу господствовали определённые стили и направления в архитектуре. Сначала в моде было барокко, затем ему на смену пришли классицизм, ампир, наконец, эклектика и модерн. Для возведения царских дворцов приглашали лучших иностранных архитекторов. Среди них - Доме-нико Трезини, Бартоломео Растрелли, Джакомо Кваренги, Жан Батист Леблон. Затем этих архитекторов наперебой зазывали к себе петербургские вельможи.

ПЕРВЫЕ РЕЗИДЕНЦИИ

В 1704 г. началась эпоха "первого архитектора" Санкт-Петербурга Доменико Трезини (1670-1734), или, как его звали в России, Андрея Яковлевича. Он происходил из знаменитого швейцарского кантона Тессино, который славился своими зодчими: только в России трудилось почти 120 тессинцев. Пётр I встретил Трезини при дворе датского короля и пригласил его в Россию. Творения архитектора с "отзвуками протестантской Голландии и пуританской Англии" составили новый стиль - петровское барокко. В 1708 г. Трезини начал строить каменный Летний дворец для Петра I. Из городских дворцов, созданных ещё при жизни императо ра и его сподвижников, в Петербурге со хранились лишь он и дворец Александра Даниловича Меньшикова. Летний дворец Петра I - самый ранний и самый скромный в городе.

В 1711 г. царская семья переехала в Зимний дворец, стоявший тогда на берегу Зимней канавки. В Летнем дворце осталась жить Екатерина, а сам Пётр I поочерёдно ночевал то в одном, то в другом дворце. После смерти императора (умер он всё-таки в Зимнем) в Летнем дворце жили его родственники, а потом он запустел и только в 1923 г. был превращён в музей.

Что же касается Зимнего дворца, то он не раз перестраивался, пока в 1762 г. не обрёл своего нынешнего облика. На месте Зимнего дворца Петра был построен Эрмитажный театр (1783- 1787 гг.), который позже соединился с дворцом зданием Нового Эрмитажа.

С самого начала рядом с царскими дворцами возникали дворцы высших сановников, "птенцов гнезда Петрова". Конечно, первым среди них был дворец Меншикова на Васильевском острове. Его строительство началось в 1710 г., когда петровский любимец и генерал-губернатор столицы окончательно обосновался в Петербурге. Возводила дворец целая команда лучших архитекторов, включая Трезини и Растрелли-старшего. Менши-ков постоянно требовал новых изменений, поэтому строительство затянулось на 17 лет, пока бывшего фаворита не сослали в Сибирь.

За это время успели выстроить трёхэтажный корпус с внутренним двориком, садом, фонтанами и собственной пристанью. Внутри дворец был буквально набит статуями, картинами, шелками и всем прочим, что оценил прихотливый, но неразборчивый вкус "полудержавного властелина". После того как Меншиков подвергся опале, здание передали Сухопутному шляхетскому корпусу - одному из главных столичных учебных заведений. В наше время во дворце, неузнаваемом из-за многочисленных переделок, находится музей - филиал Эрмитажа.

ВАС РАСТРЕЛЛИ

В послепетровскую эпоху, особенно в годы правления Петра П и Анны Иоанновны, дворцовое строительство в Петербурге и его пригородах было практически свёрнуто. Малолетний Пётр предпочитал Петербургу Москву и даже на время вернул туда столицу. Что касается Анны Иоанновны, то она из боязни дворцовых переворотов предпочитала жить в Петропавловской крепости, под охраной верных гвардейцев. Однако в 1741 г., с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, сооружение дворцов не только возобновилось, но и получило невиданный для России размах. "Весёлая царица была Елисавет", она любила роскошь и подданным не препятствовала богатеть и строиться. Именно в годы её правления расцвёл талант лучшего в истории России строителя дворцов - Варфоломея Варфоломеевича (Бартоломео Франческо) Растрелли. Он был сыном флорентийского скульптора Бартоломео Карло Растрелли, в 1715 г. приглашённого Петром I в Россию. Отец прославился изготовлением "восковой персоны" усопшего императора и его конной статуей, установленной перед Михайловским замком только в 1800 г. Приехавший с отцом в Россию, Растрелли-младший с юных лет трудился на строительстве пригородных царских дворцов в Стрельне и Петергофе, а в 20 лет получил первые заказы на самостоятельные работы. Вскоре после смерти Петра I он отправился в Италию и Францию совершенствоваться в избранной профессии. Вернувшись в Россию в 1730 г., молодой архитектор быстро вошёл в фавор у императрицы Анны Иоанновны, получил звание оберархитектора (нем. ober - "главный", "старший") императорского двора и выстроил множество зданий для Анны Иоанновны, а потом и для Елизаветы Петровны. Среди самых известных - дворцы в Петергофе и Царском Селе (см. статью "Пригороды Санкт-Петербурга"), а также Зимний дворец в Петербурге.

Строил Растрелли и для елизаветинских вельмож. В 1749-1757 гг. он возвёл на Садовой улице трёхэтажный дворец для канцлера М. И. Воронцова. Нарядному декору главного фасада в стиле барокко соответствует пышная отделка Большого зала и 50 других парадных помещений дворца. Их украшают лепнина, золочёная резьба, живописные плафоны. Всё это потребовало таких огромных расходов, что граф Воронцов, один из богатейших людей своего времени, в письме другу, графу И. И. Шувалову, жаловался, что "через строение совсем банкротом стал". В конце концов ему пришлось за долги уступить дворец казне. При Павле I дворец отдали Мальтийскому ордену, Великим Магистром которого был сам император. Однако после убийства Павла здание отобрали у мальтийских рыцарей и в 1810 г. разместили в нём Пажеский корпус. Ныне там располагается Суворовское училище.

Не меньшей роскошью отличался дворец, построенный мастером для С. Г. Строганова на пересечении Невского проспекта и реки Мойки в 1752- 1754 гг. В отделке фасадов Растрелли применил свои любимые детали - сочные, изящно прорисованные наличники окон, пышную лепнину - львиные маски, кариатиды (женские фигуры, поддерживающие свод), прихотливые раковины. Внутри каждый из 50 залов имел своё собственное убранство, дополненное произведениями известных живописцев. Строганов и его потомки были известнейшими в России меценатами и коллекционерами, поэтому дворец, принадлежавший им до 1917 г., превратился в настоящую сокровищницу. Особенно выделялись богатейшие собрания живописи и минералов, а также крупнейшая в Петербурге частная библиотека - 22 тыс. томов.

В излюбленном в елизаветинскую эпоху стиле барокко строили дворцы и другие архитекторы. Так, в середине XVIII в. два примечательных дворцовых здания возвёл архитектор Савва Иванович Чевакинский (1713-1780). Одно из них предназначалось для фаворита Елизаветы - известного мецената графа И. И. Шувалова. Там, в великолепно отделанных покоях, размещалась собранная графом картинная галерея, там же часто бывал друг хозяина М. В. Ломоносов. Позже Шуваловский дворец принадлежал генерал-прокурору Сената А. А. Вяземскому, а сейчас в нём находится Дом санитарного просвещения.

Другой дворец Чевакинский построил для графа Б. П. Шереметева. Здание, расположенное на набережной Фонтанки, петербуржцы называли Фонтанным домом. Его главный фасад украшают рельефы с изображением голов воинов в шлемах, окружённых воинскими доспехами. Это должно было напоминать о ратной славе отца заказчика - сподвижника Петра I, фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Дворец был "родовым гнездом" Шереметевых более 150 лет. В нём хранились богатые коллекции живописи и предметов старины, бывали видные деятели культуры. Именно здесь А. С. Пушкин позировал художнику О. А. Кипренскому для знаменитого портрета. После Октября 1917 г. во дворце размещались различные музеи и научные учреждения, пока в 1990 г. здание не передали Музею театрального и музыкального искусства. В дворцовом флигеле много лет прожила поэтесса А. А. Ахматова, и здесь же в 1989 г. был открыт её мемориальный музей.

В 60-х гг. ХУШ столетия в России произошла смена архитектурных вкусов. Воспитанная в духе "культа разума", принцесса Софья Фредерика Августа Ан-хальт-Цербстская, в 1762 г. ставшая российской императрицей Екатериной П, явно предпочитала чувственной пышности барокко строгость и рациональность классицизма. Одной из "первых ласточек" нового стиля стал Мраморный дворец, возведённый Антонио Ринальди в 1768-1785 гг. Это изящное трёхэтажное здание завершает линию парадных строений, идущую от Зимнего дворца. Название дворец получил благодаря особенностям отделки - он облицован 32 сортами мрамора, как российского, так и привезённого из-за границы. Первым владельцем дворца был фаворит Екатерины П князь Г. Г. Орлов. После его смерти здание отошло к казне. Здесь жили великие князья из дома Романовых, в том числе Константин Константинович - известный поэт, печатавшийся под псевдонимом К. Р. При Николае I дворец был перестроен внутри, а на его фасаде появилась высеченная в камне резная композиция "Служение лошади человеку" работы верного своей теме П. К. Клодта. В советское время во дворце располагался Музей В. И. Ленина, а сейчас там разместился филиал Русского музея.

Ещё одно известное здание того периода - Юсуповский дворец на набережной Мойки. Первоначально он был построен для графа П. И. Шувалова, потом перестроен и в 1830 г. достался князю Н. Б. Юсупову, одному из богатейших людей России. Он отделал внутренние интерьеры дворца с невиданной пышностью в стиле разных эпох. Многочисленные гости князя восхищались Красной, Синей и Мавританской гостиными, Белоколонным залом с коринфской колоннадой и домашним театром. Впоследствии дворец достался князю Феликсу Феликсовичу Юсупову. В декабре 1916 г. он заманил в гости и убил вместе с другими заговорщиками печально известного "старца" Григория Ефимовича Распутина. Вскоре после этого мрачного события дворец был конфискован и превращён в музей. Сильно разрушенный в годы Великой Отечественной войны, он реставрировался до конца 80-х гг., когда в нём открылся Камерный музыкальный театр.

Окончательно классицизм сложился к 80-м гг. XVIII в. Среди дворцовых построек того времени выделяется Таврический дворец - шедевр русского зодчества, построенный в 1783-1789 гг. архитектором Иваном Евгеньевичем Старовым для светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. Отточенные, гармоничные формы производят на зрителей умиротворяющее впечатление. В центре композиции - невысокое двухэтажное здание с шестиколонным портиком в античном стиле. Оно соединено галереями с боковыми двухэтажными корпусами и вместе с ними образует обширный парадный двор. Скромной простоте фасадов дворца противостояло великолепие его внутреннего убранства, особенно величественного Белоколон-ного зала (за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад), а также громадного Купольного зала. К дворцу прилегал обширный Таврический сад - также владение Потёмкина. Судьба интерьеров дворца оказалась печальной - их неоднократно до неузнаваемости переделывали, когда здание переходило из рук в руки. Уже после смерти князя, в 1797 г., ненавидевший его Павел I передал дворец Конногвардейскому полку. В Купольном зале был устроен манеж для тренировок в конной выездке. Помещения Таврического дворца значительно перестраивались с 1906 г., когда в нём разместилась 1осударственная дума. После Великой Отечественной войны дворец отдали Ленинградской высшей партийной школе, а ныне его занимает Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств (СНГ).

Короткая эпоха Павла I дала Петербургу лишь одно впечатляющее дворцовое здание - Инженерный замок. Сначала он назывался Михайловским в честь архангела Михаила - покровителя Павла. В архитектуре дворца отразился прихотливый, довольно странный вкус самого императора. Архитектор Викентий Фран-цевич Брённа изготовил по его заказу оригинальную террасу-балкон, которая опоясала фасад дворца, башни над боковыми фасадами, запутанную систему внутренних помещений разной формы - круглых, овальных, многоугольных. Обожавший парады Павел велел пристроить к дворцу казармы и манеж для военных упражнений. В 1800 г., когда Михайловский дворец был готов, в него переехала императорская семья. Однако уже через год Павел I был убит заговорщиками в парадной спальне, и замок пришёл в запустение. Своё новое имя он получил от Инженерного училища, которое разместилось в его стенах в 1819 г. Ещё недавно во дворце располагались различные научные учреждения, а сейчас там находится филиал 1Ъсударственного Эрмитажа.

XIX ВЕК. ОТ ДВОРЦА К ОСОБНЯКУ

Наибольшей торжественности дворцовое зодчество Санкт-Петербурга достигло в эпоху Александра I, когда стиль классицизма постепенно сменился более парадным ампиром. Одна из лучших построек того времени - Михайловский дворец, сооружённый Карлом Ивановичем Росси для великого князя Михаила Павловича. Опытный градостроитель Росси не просто построил в 1819-1825 гг. здание дворца. Зодчий так перепланировал и перестроил обширный участок между Невским проспектом, Мойкой, Фонтанкой и Екатерининским каналом, что дворец стал центром крупного городского ансамбля вокруг площади Искусств. Сам дворец представляет собой большое двухэтажное здание, центральная часть которого украшена мощным восьмико-лонным портиком. К парадному входу ведёт широкая лестница, украшенная по бокам фигурами львов. Из поражавших современников своим великолепием помещений в первозданном виде сохранились только вестибюль с парадной лестницей и Белоколонный зал. Отделка других интерьеров была утрачена в 1895- 1898 гг., когда дворец приспосабливали для устройства в нём Императорского музея русского искусства имени Александра III (с 1917 г. Русский музей).


Гораздо лучше сохранилось убранство парадных и личных покоев Елагина дворца, перестроенного Росси для императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла I, в 1818-1822 гг. Отделку Овального зала с полуколоннами и кариатидами, Малиновой и Голубой гостиных, а также других помещений архитектор осуществлял вместе с лучшими скульпторами того времени - С. С. Пименовым и В. И. Де-мут-Малиновским. До 1917 г. уединённый дворец на Елагином острове оставался любимым местом летнего отдыха императорской семьи. В 1942 г. он был разрушен прямым попаданием немецкой авиабомбы, а после войны восстановлен и превращён в музей.

В 30-40-х гг. XIX столетия в дворцовом зодчестве начался период эклектики: при проектировании зданий, их фасадов и интерьеров петербургские мастера свободно заимствовали формы древнегреческих и древнеримских построек, итальянских палаццо или версальских дворцов. Одним из самых талантливых архитекторов этого направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер, в 1839-1844 гг. построивший на Исаакиевской площади Мариинский дворец. Первоначально в нём располагалась резиденция дочери Николая I, Марии Николаевны, герцогини Лейхтенбергской. Оставаясь верным классицизму, зодчий внёс в убранство дворца элементы, характерные для итальянского и французского Возрождения. При строительстве были применены некоторые технические новшества, например металлические стропила и несгораемые перекрытия. После смерти Марии Николаевны дворец был куплен в казну, и там разместились Государственный совет и Комитет министров. В апреле 1902 г. в вестибюле дворца эсер С. В. Балмашёв застрелил министра внутренних дел Д. С. Сипягина. Позже там заседало Временное правительство, а в советское время располагались Ленсовет и Ленгорисполком. Ныне в Мариин-ском дворце разместилось городское собрание Санкт-Петербурга.

Ещё более откровенно элементы итальянской архитектуры XVI в. (колонны и пилястры на каждом этаже, орнаментальные скульптурные вставки и др.) Штакеншнейдер использовал в 1853- 1861 гг. при строительстве Николаевского дворца - резиденции сына Николая I, великого князя Николая Николаевича. Позже в этом дворце находился Ксениин-ский институт благородных девиц. В советские годы здесь разместился профсоюзный Дворец труда. Довольно часто Штакеншнейдер буквально воспроизводил опыт своих предшественников по петербургскому дворцовому строительству. Так, возводя на Невском проспекте внушительный дворец князей Белосельских-Белозерских (1846-1848 гг.), он избрал в качестве прототипа растреллиевский дворец С. Г. Строганова. Современники не усмотрели в этом плагиата - напротив, архитектора назвали "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли" , а сам дворец в путеводителях значился "одним из красивейших частных домов столицы".

Вторая половина XIX в. - завершающий период дворцового строительства в Петербурге. Пышные строения сменились сравнительно небольшими домами и особняками, которые приобретали "дворцовый" облик благодаря богатству архитектурного декора. Дворцами стали называть почти исключительно резиденции членов императорской семьи. Одна из характерных построек того времени - дворец сына Александра II, великого князя Владимира Александровича, на Дворцовой набережной (1867- 1872 гг.), внешний облик которого архитектор А. И. Резанов стилизовал под итальянское палаццо XV в. Во дворце, где сейчас располагается петербургский Дом учёных, сохранилась отделка многих помещений - резные панели из морёного дуба, обои из тиснёной и позолоченной свиной кожи.

Архитекторы того времени с одинаковым увлечением работали над проектами дворцов и доходных домов, которых в центре города становилось всё больше. В эпоху модерна строительство дворцов окончательно прекратилось - представители аристократии и даже царской семьи из демократизма строили для себя сравнительно скромные, но изящные особняки. После Октябрьского переворота и дворцы, и особняки были отняты у хозяев. Их отдали советским учреждениям или превратили в уродливые коммуналки, в которых до сих пор живут многие петербуржцы. Лишь самые выдающиеся дворцовые строения, включая Зимний, Меншиковский и Юсуповский дворцы, стали музеями и до сих пор привлекают к себе множество туристов.

В меню
Hosted by uCoz