В меню

ОТ КРЕПОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Петропавловская крепость была заложена на Заячьем острове 16 мая 1703 г., и эту дату со временем стали отмечать как день рождения новой столицы. Однако нет никаких исторических свидетельств того, что, начиная сооружение крепости в устье Невы, Пётр I планировал создать вокруг неё город, да ещё столичный. И кто знает, как сложилась бы судьба Санкт-Петербурга, если бы царь не решил временно поселиться на Берёзовом острове, недалеко от строящейся крепости, и если бы не заставил своих сподвижников устраиваться рядом с ним...

РЕГУЛЯРНЫЙ ГОРОД

Строительство земляных укреплений Петропавловской крепости в основном было завершено к осени 1703 г. (см. статью "У истоков города"). Следующей весной на противоположном левом берегу реки по наброску Петра I были заложены Главное Адмиралтейство с Адмиралтейской верфью. Ещё через год здесь же построили Адмиралтейскую крепость. Под защитой двух мощных крепостей - Петропавловской и Адмиралтейской - началось строительство города. Его центр образовался на Городском острове, вокруг Домика Петра I и первой деревянной Троицкой церкви. Здесь также из дерева возвели обширные здания Сената, Мытного и Гостиного дворов, Посольского дворца, дома приближённых царя и его первого главного архитектора - Доменико Трезини.

Второй центр городской застройки возник вокруг Адмиралтейства на Московской стороне. В 1706 г. для руководства всеми строительными работами была учреждена Канцелярия городовых дел. К 1713 г. в Санкт-Петербурге (главным образом на Городском острове) было 17 улиц и 1,5 тыс. жилых дворов, в основном деревянных. Застройка велась хаотично, даже главная Троицкая площадь не имела чётких границ.

Между тем в Санкт-Петербург постепенно переезжали главные правительственные учреждения и Государев двор. Царю пришлось срочно упорядочивать строительные работы в городе. Многие деревянные здания были перестроены в камне и кирпиче. Но материала не хватало, и в 1714 г. Пётр I запретил каменное строительство по всей России, кроме новой столицы. А здесь стараниями всех губерний он повелел строить по 30 каменных домов ежегодно. Правда, воздвигли всего 24 таких "губернских" дома. Однако строительство города приобретало всё больший размах. Им руководили архитекторы, приглашённые Петром I из Италии, Франции, Германии, а также русские зодчие, обучавшиеся в Москве и Голландии: М. Г. Земцов, И. К. Коробов и др. В 1716 г. Ж. Б. Леб-лон и Д. Трезини создали для Санкт-Петербурга "образцовые" проекты жилых домов: кирпичных - для "именитых" и "зажиточных" горожан; мазанковых - для "подлых". Тогда же основной центр петербургского строительства переместился на Васильевский остров.

Одновременно большое строительство началось на левом берегу Невы. Ещё в 1710 г. у впадения Чёрной речки в Неву Пётр I основал монастырь Троицы и Святого Александра Невского - будущую Александро-Невскую лавру. Монастырь и Главное Адмиралтейство соединила важнейшая магистраль города - Невский проспект. В 1711 г. напротив Петропавловской крепости был построен первый Зимний дворец Петра I, в 1719 г. недалеко от него - второй. Эти дворцы не сохранились, зато во всём своём "скромном великолепии" до наших дней дошла летняя резиденция царя-Летний дворец, окружённый знаменитым Летним садом.

Набережная реки Фонтанки, ставшая в этом районе границей Петербурга, застраивалась домами для "именитых" людей. Эти строения придавали столице европейский облик: живописные силуэты, фигурные фронтоны, высокие кровли со шпилями.

Каков же был Санкт-Петербург, оставленный потомкам умершим в 1725 г. императором Петром I? Конечно, по сравнению с современным городом он был чрезвычайно мал, небольшие первые храмы и дома теснились на ограниченном пространстве обоих берегов Невы. Однако основные градостроительные вехи были уже расставлены. Дорога от Александро-Невского монастыря до Адмиралтейства - Невская перспектива - уже стала главной городской магистралью. Васильевский остров получил регулярную планировку, началась парадная застройка его невского берега. Наконец, определились две главные вертикали (архитекторы называют их доминантами) новой столицы - золочёные шпили Петропавловского собора и Главного Адмиралтейства, начавшие свой "небесный разговор" через Неву.

"...НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО"

После смерти Петра I застройку Санкт-Петербурга вновь стали вести хаотично. К тому же в конце 20-х - начале 30-х гг. XVIII в. императорский двор находился в Москве и не уделял внимания новой столице. Следующий этап градостроительной истории Санкт-Петербурга начался не только из-за возвращения сюда императрицы Анны Иоанновны и двора (1732 г.), но и "благодаря" страшным пожарам, буквально опустошившим город в 1736 и 1737 гг.

Для застройки "погорелых мест" и организации нового строительства в 1737 г. была учреждена Комиссия о Санкт-Петербургском строении во главе с генерал-фельдмаршалом Б. К. Минихом и архитектором П. М. Еропкиным. Комиссия разработала план застройки и благоустройства города, центр которого теперь был окончательно "закреплён" на Адмиралтейской стороне. Полное завершение получил так называемый Нептунов трезубец, образуемый тремя главными городскими магистралями, расходящимися от Адмиралтейства: Невским, Средним (позднее стал называться 1Ъроховой улицей) и Вознесенским проспектами. Лучевые "перспективы" (проспекты) и пересекающие их улицы были искусно увязаны с полукружиями рек Фонтанки, Мойки, Кривуши. По рекомендации комиссии была также проложена Садовая улица с Сенной и Покровской площадями. Южной границей города стала река Фонтанка.

Новый этап в истории петербургского зодчества связан с именем императрицы Елизаветы Петровны. Именно в эпоху её правления (1741-1761 гг.) блестящего расцвета достигла архитектура русского барокко. Были воздвигнуты императорский Зимний дворец (1754- 1762 гг.), дворцы Елизаветы Петровны в Петергофе, Царском Селе (см. статью "Пригороды Петербурга"), городские резиденции графов Строгановых и Воронцовых. Построенный в Петербурге великим В. В. Растрелли Воронцовский дворец (1749-1757 гг.) чем-то напоминает загородную усадьбу. В глубине парадного двора, отделённого от Садовой чугунной решёткой, величаво возвышается центральная часть дворца. Для большего эффекта Растрелли повысил её на один этаж, оставив служебные флигели двухэтажными. В Воронцовском дворце почти не осталось гладких стен - они украшены наличниками, лепниной, колоннами. Стоит ли говорить, что пышность внутреннего убранства дворца не уступала его внешнему виду. В Петербурге появились такие великолепные храмы, как собор Смольного монастыря (1748-1764 гг.), Никольский Морской собор (1753-1762 гг.).

В эпоху долгого царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) архитектурные вкусы изменились: на смену пышности и яркости барочной архитектуры пришли логическая чёткость, ясность и строгая монументальность русского классицизма. Императрица чрезвычайно внимательно относилась к застройке и обустройству российских городов. Но более всего она стремилась к тому, чтобы Санкт-Петербург занял достойное место в ряду европейских столиц.

В 1762 г. была учреждена правительственная Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая в 1763 г. провела конкурс на лучший проект планировки столицы. Конкурс выиграл план русского архитектора А. В. Квасова, который предложил расширить границы города до современного Обводного канала. Согласно этому проекту, были созданы площади у Семёновского, Обуховского, Старо-Калинкина мостов, а также Дворцовая и Сенатская площади. Напротив Сената в 1782 г. был установлен памятник Петру I работы Э. М. Фалько-не - знаменитый "Медный всадник":

С алтарным камнем финских чернобогов,
Растоптанным копытами коня,
И с озарённым лаврами и гневом
Безумным ликом медного Петра.

М. А. Волошин

Квасов включил в план и обустройство речных берегов: гранитные набережные должны были превратить водные артерии города в настоящие художественные ансамбли. Первая каменная набережная - Дворцовая - была построена перед Зимним дворцом в 1763-1767 гг. К концу 80-х гг. на левом берегу Невы развернулись панорамы Французской (ныне Кутузова) и Английской (ныне Красного флота) набережных. Закованные в гранит берегов Екатерининского канала, Фонтанки и Мойки, они составили единый архитектурный ансамбль.

В раннюю екатерининскую эпоху облик Санкт-Петербурга стали определять монументальные общественные здания и дворцы. Они ещё сохраняли присущую барокко пышность, но уже отличались ясностью планировки и лаконичностью форм. Академия художеств, Малый Эрмитаж и Гостиный двор на Невском проспекте - лишь некоторые примеры екатерининской архитектуры. В 1768-1785 гг. Антонио Ринальди построил для фаворита Екатерины II князя Г. Г. Орлова прекрасный дворец, получивший название Мраморного. Его фасады, обращённые на набережную Невы и Миллионную улицу, стали логическим завершением целой череды парадных зданий, начинающихся у Зимнего дворца. Над коричневым гранитным цоколем возвышаются два главных этажа дворца. Коринфские пилястры мерно чередуются с оконными проёмами. Снаружи и внутри всё здание, кроме пер вого этажа, облицовано мрамором разных сортов. Сюда свозили камень со всей империи - от Урала до Финляндии, а также из далёкой Италии.

С конца 70-х гг. XVIII в. столичная архитектура обрела ещё большую строгость и выразительную простоту, присущие зодчеству зрелого классицизма. Здания Академии наук на Васильевском острове и Эрмитажного театра, украшенные многоколонными портиками творения Джакомо Кваренги, - яркие "представители" той эпохи.

В 1783-1789 гг. архитектор Иван Евгеньевич Старов построил для князя Г. А. Потёмкина-Таврического один из лучших дворцов того времени - Таврический. Изысканной скромности его фасадов противостояли роскошь и великолепие парадных внутренних помещений:Белоколонного, Картинного, Диванного, Китайского залов, Гобеленовой гостиной и др. Залы были богато отделаны лепниной, росписями, золочёной резьбой. Подобный же контраст между простотой наружного вида и пышностью внутреннего убранства был использован и при строительстве более скромных городских особняков: дома Ф. В. Баура, генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, обер-прокурора Сената П. В. Неклюдова, купцов Мижуева и С. Я. Яковлева

ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ РУССКИЙ АМПИР

В эпоху царствования Александра I (1801-1825 гг.) и в начале правления Николая I (1825-1855 гг.) Санкт-Петербург окончательно превратился в город крупных общественных зданий, связанных в парадные ансамбли. К тому времени классицизм вступил в завершающую стадию своего развития - ампир (от фр. empire - "империя"). Мощь империи подчёркивали массивные многоколонные портики на главных фасадах, а в их лепном убранстве - воинские доспехи, лавровые венки, орлы. Например, здание Адмиралтейства украсили рельефы и скульптуры, раскрывающие идею величия России как морской державы ("Заведение флота в России", "Трубящие Славы" и др.).

Среди возведённых в Петербурге шедевров русского ампира достойное место занимают построенные архитектором А. Н. Воронихиным здание Горного института на Васильевском острове (1806-1811 гг.) и Казанский собор на Невском проспекте (1801-1811 гг.), атакже реконструированное А. Д. Захаровым здание Главного Адмиралтейства (1806-1823гг.). На стрелке Васильевского острова и в наши дни можно видеть величественное, напоминающее храмы Древней Греции здание Биржи. Архитектор Ж. Ф. Тома де Томон строил его с 1805 по 1810 г. Чтобы выделить строение, стрелка была выдвинута более чем на 120 м. Эта насыпь стала постаментом для Биржи. Всё здание, скрывая его стены, обрамляют 44 огромные дорические колонны. Перед Биржей архитектор воздвиг две мощные Ростральные колонны - памятник морской славы России. Древние греки устанавливали такие колонны в память о морских победах и украшали их отпиленными носами (рострами) захваченных кораблей противника. У подножия петербургских колонн сидят четыре пятиметровые фигуры, олицетворяющие великие русские реки - Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Ампирные монументальные ансамбли, придавшие окончательную цельность центру Петербурга, связаны с именем архитектора Карла Ивановича Росси (1775-1849). Дворцовую площадь с юго-востока он замкнул дугообразным зданием Главного штаба с грандиозной аркой в центре. Удачным архитектурным решением отличаются и другие площади столицы империи, созданные Росси. Огромные комплексы общественных зданий обрамляют Театральную и Сенатскую площади, облик которых не изменился до сих пор. Во славу русского оружия на главных городских заставах выросли триумфальные ворота. О победе в Отечественной войне 1812 года напоминают Нарвские триумфальные ворота (1827-1834 гг.), а о победе в Русско-турецкой войне 1828- 1829 гг. - Московские триумфальные ворота (1834-1838 гг.). В течение 40 лет -с 1819 по 1858 г. - возводилось величественное здание Исаакиевского собора (см. дополнительный очерк ""Первенствующий в империи"" к статье "Храмы Санкт-Петербурга").

АРХИТЕКТУРНАЯ СМЕСЬ

С 40-х гг. ХГХ в. на смену классицизму с его стилистической цельностью пришла ар хитектура, мастера которой свободно обращались к опыту прошлого - к греческой античности, французской и немецкой готике, итальянскому Возрождению и барокко. Одним из наиболее выдающихся зодчих середины века был Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Он мастерски владел различными архитектурными стилями, но с наибольшим успехом создавал дворцы в духе Ренессанса и барокко. Город украсили его шедевры: Мариинский дворец (1839-1844 гг.) на Исаакиевской площади (ныне мэрия Санкт-Петербурга); дворец Белосельских-Белозерских (1846 г.) на пересечении Невского проспекта и набережной Фонтанки; Ново-Михайловский дворец (1857-1861 гг.) великого князя Михаила Николаевича на Дворцовой набережной.

Во второй половине XIX в. Россия, а вместе с ней и её столица вступили в пору бурного экономического развития. В середине столетия население Санкт-Петербурга превысило 500 тыс. человек, к 1900 г. оно достигло почти 1,5 млн, ак!917г. - около 2,3 млн человек. Стремительно менялся и облик города. Центральные районы стали благоустроенными и освещёнными (газовые фонари установили ещё в 1835 г.), были проведены канализация и водопровод. Прежние окраины, между Фонтанкой и Обводным каналом, застраивались большими доходными домами. Облик города теперь определяли новые для Петербурга типы сооружений: вокзалы, крытые рынки, здания банков, страховых контор и промышленных предприятий.

В последней четверти ХГХ в. умение петербургских зодчих сочетать различные архитектурные стили достигло невероятной изощрённости. Часто на фасаде одного здания можно видеть элементы разных стилей - Возрождения, барокко и классицизма (например, здание Общества взаимного кредита на Екатерининском канале; 1888-1890 гг.); Возрождения и стиля эпохи Людовика XVI (Певческая капелла; 1887-1889 гг.) и др. Самый известный петербургский памятник архитектуры тех лет - храм Воскресения Христова, или Спаса на Крови (см. статью "Храмы Санкт-Петербурга").

К концу XIX в., однако, безудержное подражание известным стилям во многом исчерпало себя, превратившись в набор назойливых штампов. Как реакция на эту тупиковую ситуацию в столичном зодчестве получил развитие изысканный, рафинированный стиль модерн. Его мастера умело соединяли рациональный подход к планировке помещений с тонкостью декоративного оформления построек. Здесь преобладали "текучие" скульптурно-орнаментальные детали, часто заимствованные из форм растительного мира (например, особняк балерины М. Ф. Кшесинской; 1904- 1906гг.).

В 10-х гг. XX в. петербургские архитекторы вновь обратились к традициям прошлых эпох, в том числе к архитектуре Петровского времени (Городской училищный дом имени Петра Великого; 1910-1912 гг.) и к "александровскому классицизму" (жилые дома на Каменно-островском проспекте). После более чем полувекового перерыва зодчие столицы начали проектировать крупные градостроительные ансамбли. Так, например, при создании в западной части Ва-сильевского острова Гаванского рабочего городка (1904-1906 гг.) архитекторы воплотили идею возведения жилого комплекса. В его состав входили здания "обслуживающего" характера: детские ясли, столовые и библиотеки.

СТИЛИ СОВЕТСКИХ ВРЕМЁН

Сразу же после Октября 1917 г., уже в декабре, лицо города изменилось: владельцы квартир и домов лишись собственности. В огромные квартиры, которые раньше занимали обеспеченные люди, вселилось по нескольку больших семей. Когда-то шикарные апартаменты превратились в захламлённые коммуналки, а во дворцах и особняках разместились советские учреждения. Может быть, потому, что Петроград лишился своего столичного статуса, он за годы правления большевиков меньше пострадал. Много красивейших зданий сохранилось, донеся до наших дней неповторимый облик Северной Пальмиры. Этого нельзя сказать о внутреннем убранстве петербургских дворцов. Приспосабливая их под служебные помещения, партийные и городские власти без жалости громили прекрасные наборные паркеты, ценнейшую лепнину, расписные шпалеры... Согласно декрету В.И.Ленина, утверждённому 12 апреля 1918 г., начали снимать памятники, "воздвигнутые в честь царей и их слуг".

Перед созданными в Петрограде архитектурными мастерскими во главе с И. А. Фоминым в 1918 г. была поставлена задача разработать план новой застройки. Несмотря на Гражданскую войну, в 1920 г. строительство возобновилось. В первую очередь начали застраивать рабочие окраины: появилось много новых домов на Тракторной и Турбинной улицах, Па-левский жилой массив и улица Ткачей.

В конце 20-х гг. архитектура Ленинграда ненадолго обратилась к стилю конструктивизма. Построенные в те годы огромные общественные и жилые здания отличались геометрической простотой, глухие участки стен сочетались со сплошным остеклением. Архитекторы воплощали в жизнь "четвёртый сон Веры Павловны" из романа Н. Г. Чернышевского "Что делать?", создавая здания из чугуна и стекла. Только вместо металла они использовали бетон. В 1927 г. на площади Стачек открылся Дворец культуры имени М. Горького (архитекторы А. И. Ге-гелло, А. И. Дмитриев и Д. Л. Кричев-ский). Высокие застеклённые проёмы в центре здания ограничены по сторонам мощными корпусами. Поражало оригинальностью архитектурное решение зрительного зала: здесь нет традиционного расположения кресел ярусами. Сразу же за партером во всю ширину зала поднимается амфитеатр, а от балкона почти до самой сцены спускаются ложи.

В 1932-1939 гг. был разработан Генеральный план развития города. Предполагалось сместить строительство в южные районы Ленинграда. А на Московском проспекте наметили создать новый городской административный центр. Уже в 1936 г. здесь начали строительство Дома Советов - гигантского многоэтажного здания с фасадом, украшенным мощным 14-колонным портиком (архитектор Н. А. Троцкий и др.). Бесконечные ряды окон, 50-метровая центральная часть с гербом Российской Федерации наверху, скульптуры, прославляющие труд советских граждан, более 500 кабинетов - всё это Дом Советов. Здание Дома Советов стало своеобразным рубежом - строители отошли от лаконичности конструктивизма в пользу "супермонументальных" форм классического зодчества. Позже появилось обилие скульптурных украшений. Эти принципы стали основополагающими и для других крупных общественных сооружений середины - второй половины 30-х гг. XX в.

Однако если Ленинград, в отличие от Москвы, после 1917 г. мало пострадал от рук архитекторов, то Великая Отечественная война 1941-1945 гг. нанесла городу на Неве огромный, ни с чем не сравнимый ущерб. За 900 блокадных дней непрерывные бомбёжки и артиллерийские обстрелы разрушили и повредили более 10 тыс. зданий. Среди них Адмиралтейство, Эрмитаж, Сенат и Синод, Казанский и Исаакиевский соборы, Русский музей, Академия художеств, Горный институт, Елагин дворец и другие шедевры архитектуры. Германские войска разрушили дворцы-музеи в пригородах Ленинграда, разграбили их художественные сокровищницы, опустошили прекраснейшие парки (см. статью "Пригороды Петербурга"). Ленинградцы пытались спасти бесценные шедевры: мешками с песком закрыли памятник Петру I на Сенатской площади, спрятали в укрытие знаменитых клодтовских коней с Аничкова моста, для маскировки золотые шпили и купола соборов были закрашены.

Трагедия города на Неве предопределила дальнейшее развитие градостроительства. Восстанавливать разрушенные здания ленинградцы начали ещё до окончания войны, сразу же после снятия блокады. По рассчитанному на десять лет Генеральному плану 1946-1948 гг. были отреставрированы памятники архитектуры, созданы Приморский парк Победы на Крестовском острове и Московский парк Победы на месте Сызранского поля, обширного пустыря на юге города. Одновременно застраивались новые проспекты - пришлось заново возводить почти полностью разрушенный жилой фонд. В 60-х гг. завершилось возведение грандиозных мемориальных ансамблей на городских кладбищах - Пискарёвском и Се-рафимовском.

Ленинград рос вширь, на окраинах города (в Купчино, в районах Муринско-го ручья, Комендантского аэродрома и др.) возникали новые жилые массивы. Наиболее значительными сооружениями 60-80-х гг. стали дворец спорта "Юбилейный" (1967 г.), концертный зал "Октябрьский" (1967 г.), гостиницы "Прибалтийская" (1976-1978 гг.) и "Пулковская" (1981 г.). Они органично вписались в архитектурный облик Ленинграда. Благодаря бережному отношению до наших дней дошёл в почти неизменённом виде красивейший исторический центр города: величественные соборы, закованные в гранит набережные и пышные дворцы

В меню
Hosted by uCoz