В меню

ПОДВИГ ЛЕНИНГРАДА

В годы Великой Отечественной войны на долю Ленинграда выпало немало страданий. Однако самым трудным и трагичным оказался период блокады, длившейся почти 900 дней, с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. По замыслу немецкого командования взятию Москвы должен был предшествовать захват Северной столицы. Ещё в июле 1941 г. А. Гитлер говорил, что "с падением Ленинграда может наступить полная катастрофа". Он уверял, что для Советского Союза "будет утрачен один из символов революции, являвшийся наиболее важным для русского народа на протяжении последних 24 лет, дух славянского народа в результате тяжёлого воздействия боёв будет серьёзно подорван...".

Ожесточённые бои на дальних подступах к Ленинграду начались в первой половине июля. Постепенно вокруг него образовалось кольцо вражеских войск, пытавшихся закрыть все пути, ведущие из города. 20 августа 1941 г. немцы заняли Чудово, тем самым перерезав железную дорогу Москва - Ленинград. А 30 августа, когда противник прорвался на станцию Мга, город окончательно лишился железнодорожного сообщения со страной. К осени немецкие войска подошли к Неве и захватили Ивановское. Стало невозможным движение по последней выходящей из Ленинграда шоссейной дороге, оказалось блокировано судоходство по Неве. Когда 8 сентября противник взял крепость Шлиссельбург (см. дополнительный очерк "Ключ-город" к статье "Ижорская земля"), сухопутное сообщение с Ленинградом полностью прекратилось. Началась блокада города, который мог поддерживать связь со страной только воздушным путём и по Ладожскому озеру.

В блокированном Ленинграде оставалось около 2,9 млн жителей. Запасы продовольствия и топлива были крайне ограниченны, их могло хватить не более чем на один-два месяца. Необходимо было наладить постоянную связь с внешним миром, и главная роль в этом принадлежала так называемой Дороге жизни, навсегда оставшейся в памяти ленинградцев. Снабжение осаждённого города по Ладожскому озеру было налажено уже к середине сентября 1941 г., а в конце осени благодаря рано начавшемуся ледоставу по озеру была проложена ледовая трасса. По Дороге жизни вывозили население и промышленное оборудование, доставляли продовольствие, топливо, боеприпасы, вооружение и пополнение для войск.

Однако Дорога жизни не могла решить всех проблем большого города. Устойчивое сообщение со страной бы-oло нарушено, топливо и продовольствие подвозили крайне нерегулярно. Всё это катастрофически отразилось на жизни ленинградцев. Перестало работать большинство заводов, остановились трамваи и троллейбусы, прекратилась подача электроэнергии в жилые дома. Зимой 1942 г. из-за сильных морозов вышли из строя центральное отопление, водопровод, канализация. Жители ходили за водой на Неву, Фонтанку и другие реки, в домах устанавливались временные печи - "буржуйки", деревянные здания разбирали на дрова.

Своеобразным документом тех страшных лет может служить дневник ленинградской школьницы Тани Сави-чевой. Когда началась война, девочке едва исполнилось 11 лет. С декабря 1941 по май 1942 г. она вела краткие записи о том, как на её глазах умирали родные - бабушка, дядя, мать... Таня не дожила до конца войны: в 1944 г. она умерла от дистрофии.
В одном из обращений к верующим митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, не покидавший в страшные дни блокады свою паству, говорил: "Победа достигается силой не одного оружия, а силой всеобщего подъёма и могучей веры в победу, упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды, "спасающего" нас "от малодушия и от бури". И само воинство наше сильно не одною численностью и мощью оружия, в него переливается и зажигает сердце воинов тот дух единения и воодушевления, которым живёт теперь весь русский народ".

Защитников Северной столицы вдохновляли выступления по радио Всеволода Вишневского, поэтессы Ольги Берггольц, чьи стихи и поэмы нередко называют первым откровенным документом жизни блокадного города. 9 августа 1942 г. в Ленинградской филармонии впервые прозвучала Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Мерой мужества ленинградцев стала учреждённая в декабре 1942 г. медаль "За оборону Ленинграда". Ею было награждено около 1,5 млн человек, выстоявших в блокаде, в том числе почти 500 тыс. мирных жителей города.
Из всех ведущих предприятий военной промышленности, расположенных в Ленинграде, действовала, да и то не в полную мощность, лишь треть. Однако трудилось здесь всё свободное население (почти 75 % рабочих составляли женщины).

В январе 1943 г. блокада Ленинграда была прорвана. Вдоль южного берега Ладожского озера построили железную дорогу через Шлиссельбург - Дорогу победы. Благодаря ей была восстановлена железнодорожная связь со страной, улучшилось снабжение города топливом и продовольствием.

27 января 1944 г. в результате Красносельско-Ропшинской операции блокада Ленинграда была снята полностью. В честь этого долгожданного события в городе прозвучал салют.

Основным местом захоронения погибших во время блокады ленинградцев стало Пискарёвское кладбище. Здесь в братских могилах погребено почти 500 тыс. человек. 9 мая 1960 г. на кладбище был открыт мемориал и зажжён Вечный огонь.

В меню
Hosted by uCoz