В меню

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ -ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ

Возникновение и рост Санкт-Петербурга совпали с бурным развитием российского просвещения. Именно здесь возникли многие учебные и научные учреждения: Академия наук, музеи, публичные библиотеки. Основатель города приложил немало усилий, чтобы преодолеть невежество первых петербуржцев. В ту пору даже среди вельмож большинство были неграмотными. В Кунсткамеру - первый общедоступный музей - горожане боялись ходить. Пётр I использовал любую возможность для просвещения жителей города. Вход в Кунсткамеру император сделал бесплатным да ещё приказал давать каждому посетителю рюмку водки и закуску. А знаменитые скульптуры Летнего сада были установлены как иллюстрации к произведениям древнегреческого баснописца Эзопа. Рядом с ними стояли таблички с текстами басен.

"ЧИЖИК-ПЫЖИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?.."

Когда учебных заведений в Петербурге ещё не было, Пётр I большие надежды возлагал на обучение знатных молодых людей в Европе. По его указанию русские дипломатические представители должны были следить за поведением и успеваемостью этих "пансионеров". По их возвращении на родину царь лично экзаменовал выпускников и отличившихся назначал на высокие посты. Однако все желающие не могли отправиться за границу, и уже в 1719 г. в Петербурге появилось учебное заведение - переведённая из Москвы Инженерная школа. На новом месте она стала называться Кадетским корпусом. Позже в Меншиковском дворце на Васильевском острове был открыт ещё один кадетский корпус, получивший название Первого. При Екатерине II это заведение пользовалось особым вниманием власти. Его начальником был генерал Ф. Е. Ангальт, который в назидание o кадетам, "а отчасти и прохожим", велел расписать фасад здания изображениями различных животных и растений, математическими задачами и шарадами на русском и французском языках.

С 1714 г. в городе действовали "цифирные" школы, где детей всех сословий учили чтению, письму и счёту. Параллельно возникали гарнизонные и адмиралтейские школы, в которых обучали не только наукам, но и рабочим специальностям: кузнечному, плотницкому, канатному делу, а также азам военной науки. Такая программа не устраивала петербургских деятелей просвещения, которые в 70-х гг. XVIII в. начали открывать начальные училища на собственные средства. Там детей обучали рисованию, географии, истории.

Учителей готовили в Главном народном училище и Педагогическом институте, который в 1816 г. был переименован в Главный педагогический институт. По мнению историков, на его базе позже возник Петербургский университет.

В Петербурге и его пригородах находилась половина кадетских корпусов Российской империи. В 1802 г. по их образцу был реорганизован Пажеский корпус, основанный ещё при императрице Елизавете Петровне как привилегированное учебное заведение для детей придворных. Корпус размещался в Воронцовском дворце на Садовой улице. Все императоры покровительствовали ему и лично утверждали списки принятых. При Павле I архитектор Джакомо Кваренги пристроил к зданию корпуса Мальтийскую капеллу, после чего его выпускников стали в шутку называть "мальтийскими рыцарями".

В 1757 г, в Санкт-Петербурге была учреждена Академия художеств. Её первым директором стал фаворит Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов, и первоначально Академия художеств находилась в его доме на Садовой. Только в 1788 г. для неё построили специальное здание на Васильевском острове. Расцвет академии пришёлся на первую половину XIX в., когда её президентом назначили выдающегося деятеля просвещения Алексея Николаевича Оленина. По легенде, именно он в молодые годы стал прототипом Митрофанушки, героя комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль". Посмотрев комедию, юный Оленин так устыдился, что вскоре стал первым в учёбе. Долгое время академия была центром художественного образования в России. Здесь учили не только живописи, но и скульптуре, гравёрному делу и даже риторике. Постепенно в городе появились и другие художественные училища, в основном частные. В 1839 г. открылась Рисовальная школа на Бирже, где обучали выходцев из мещан и торгового сословия. В 20-х гг. XX в. её преобразовали в художественное училище, а в 1968 г. ему присвоили имя В. А. Серова. В 1876 г. известный меценат барон А. Л. Штиглиц основал Центральное училище технического рисования, которое после Октября 1917г. превратилось в Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной.

В золотой век Екатерины II в Петербурге появилось немало новых учебных заведений. Вдохновителем реформы образования был видный деятель просвещения Иван Иванович Бецкой. Он ставил целью ввести образование с раннего детства и сделать его систематическим. При поддержке императрицы Бецкой начал организовывать обучение женщин, которые в то время были совершенно не охвачены образованием. В 1764 г. при Смольном монастыре появилось Воспитательное общество благородных девиц, которое позже стало называться Смольным институтом. В него принимали шестилетних девочек из знатных семей. Смолянок воспитывали в строгости и изоляции от внешнего мира. Их обучали хорошим манерам, французскому языку, рукоделию, Закону Божьему. В 1917 г. здание Смольного захватили красногвардейцы и превратили его в "штаб пролетарской революции". Существовали в городе и другие женские школы - институты благородных девиц, пансионы.

Главным детищем Бецкого по праву считается Воспитательный дом для детей бедняков, сирот и незаконнорождённых. Обучались в Воспитательном доме в течение шести - восьми лет. Воспитательный дом, как и Смольный институт, прекратил существование в 1917 г. В его здании был создан 3-й Петроградский педагогический институт, позже ставший Ленинградским педагогическим институтом имени А. И. Герцена (ЛГГТИ; ныне Российский государственный педагогический университет).

Для детей состоятельных горожан недалеко от Воспитательного дома в 1817 г. был основан Благородный пансион, преобразованный в начале 30-х гг. в Первую городскую гимназию. Вскоре на 21-й линии Васильевского острова открылось ещё одно специальное учебное заведение - 1орный кадетский корпус, который при советской власти переименовали в 1орный институт. Здесь учились почти все ведущие российские специалисты но изучению и практическому использованию полезных ископаемых. В 1835 г. принц Ольденбургский по предложению видного государственного деятеля М. М. Сперанского основал привилегированное Училище правоведения, где готовили судебных чиновников и преподавателей юриспруденции. Студенты этого училища носили жёлто-зелёные мундиры, за что в городе их прозвали "чижиками". Именно к ним относится известный стишок "Чижик-пыжик, где ты был?..".

ГРАЖДАНСКИЕ И ВОЕННЫЕ

Несмотря на то что Петербург считался центром российского образования, университета в нём долгое время не было. Только в 1820 г. в здании 12 петровских коллегий (см. статью "От крепости до наших дней") открылся Петербургский университет. Как и большинство учебных заведений города, он разместился на Васильевском острове, который гордо называли Островом просвещения или Русской Сорбонной. В 60-х гг. XIX в. возникла единая структура образования - почти все горожане с семи лет поступали в начальные школы, потом многие оканчивали курс в гимназиях и реальных училищах, а затем поступали в университет или отраслевые институты. В городе существовали и национальные школы - немецкие, еврейские, армянская. В немецкой Петершуле с её прекрасно поставленным образованием учились многие русские, в том числе композитор М. П. Мусоргский и писатель Д. И. Хармс (Ювачёв). Благодаря стипендиям от государства и частных меценатов учиться могли не только дети из богатых Семей, но и выходцы из среднего класса и даже бедняки.

Для женщин высшее образование долго оставалось недоступным. Только в 1878 г. открылись знаменитые Бестужевские курсы, названные по имени своего основателя - профессора К. Н. Бестужева-Рюмина. На курсы принимались девушки со средним образованием не моложе 21 года. Проучившись четыре года, они получали диплом преподавателей, а некоторые продолжали заниматься научной работой. К преподаванию часто привлекались профессора, чья позиция резко отличалась от официально принятой в России. Поэтому курсистки-бестужевки более активно занимались не наукой, а революционной деятельностью. Среди обывателей даже ходили легенды об их чересчур вольном поведении, поэтому бестужевок часто называли "бестыжевками".

Бурное развитие экономики в конце XIX в. привело к появлению в городе крупных технических вузов, для которых строились уже не отдельные здания, а целые учебные городки. К их числу относились Электротехнический и Политехнический институты. На рубеже XIX - XX столетий в Петербурге насчитывалось 25 высших учебных заведений, где училось более 13 тыс. студентов. Число грамотных среди городского населения составляло 64 %. По инициативе петербургской интеллигенции появились воскресные школы для взрослых и бесплатные начальные школы для детей бедняков.

Санкт-Петербург издавна был центром военного и военно-морского образования. Его основу заложили созданные ещё при Петре I Морская академия и Артиллерийская школа. Позже офицеров готовили кадетские корпуса. В 1798 г. была образована Военно-медицинская академия, а в 1911 г. - Интендантская. В 1832 г. основана Военная академия, в которой учились ведущие российские военачальники, а в 1855 г. -Артиллерийская и Инженерная академии. Подготовка морских офицеров велась в специальных двухгодичных классах при Морском кадетском корпусе, основанном в 1752 г. На базе этих классов в 1877 г. создали Морскую академию, ставшую центром военно-морской стратегии, разработки новых вооружений и подготовки морских кадров России.

ОБРАЗОВАНИЕ В XX ВЕКЕ

После 1917 г. система образования на время пришла в упадок. Занятия во многих вузах прекратились, немало студентов и преподавателей эмигрировали, а оставшихся периодически "вычищали" за буржуазное происхождение. Новая власть принимала меры по воспитанию кадров из рабочих, которых теперь без экзаменов принимали в институты или на специально организованные подготовительные отделения - рабфаки (рабочие факультеты). Первым из созданных при советской власти институтов стал возникший в 1918 г. Институт внешкольного образования - ныне Санкт-Петербургская академия культуры. Там готовили не только учителей, но и культработников.

Вместо 1,1 тыс. самых разномастных низших и средних школ, гимназий и училищ в 1919 г. была создана система единой трудовой школы, в которую входили 382 школы со сроком обучения от пяти до десяти лет. Для беспризорников и сирот открывались колонии и интернаты. В 20-30-х гг. главным типом школы стала фабрично-заводская семилетка (ФЗС), где готовили рабочих. Гуманитарных предметов в этих школах фактически не было вплоть до 1929 г., когда особое постановление правительства разрешило преподавать историю,

В 30-х гг, в Ленинграде была полностью ликвидирована неграмотность, а число средних школ достигло 400. В тот же период возникло более десятка отраслевых институтов, которые занимались подготовкой кадров для промышленности. Среди них Торговый, Инженерно-экономический и Институт связи. До сих пор популярен Ленинградский военно-механический институт (ныне Балтийский государственный университет имени Д. Ф. Устинова; "Вбенмех") - вуз со строгим отбором и режимом секретности, готовящий специалистов для военных отраслей. Ленинград стал крупным учебным центром всего Севера России; в некоторых вузах иногородние студенты составляли большинство. Для обучения представителей малых народов Сибири и Дальнего Востока был создан специальный Институт народов Севера.

В годы Великой Отечественной войны большинство школ и вузов города закрылось. Многие были разрушены, а парты и прочее имущество растащены на дрова. Однако уже в 1945 г. приняли план восстановления объектов образования. Количество школ достигло довоенного уровня и продолжало расти. В 60-х гг. были введены новые программы, появились первые специальные школы с углублённым изучением иностранных языков или точных наук - математики, физики, химии.

Тогда же была реорганизована городская система вузов - из 50 осталось 43. С тех пор их количество почти не менялось. В 1991 г. в вузах Петербурга обучалось 170 тыс. студентов. После временного уменьшения в середине 90-х гг. сейчас их количество, как и в Москве, вновь увеличивается, растёт престиж образования. Устаревшую материальную базу петербургские вузы стараются компенсировать высоким уровнем преподавания. Многие учебные заведения сегодня ведут подготовку будущих студентов со школьной скамьи, организуя подготовительные классы. Вновь создаются гимназии, лицеи, колледжи с преподаванием самых разных дисциплин. Одновременно стали открываться и коммерческие отделения в различных вузах, где студенты получают образование не за государственный, а за собственный счёт. Существование отдельных коммерческих вузов - прежде всего юридических и экономических - вызывает большие трудности. Такие институты обещают выдавать выпускникам государственный диплом о высшем образовании по престижным профессиям, однако они не всегда выполняют свои обязательства. Получается, что студенты, потратившие значительные средства на своё образование, остаются "у разбитого корыта".

В меню
Hosted by uCoz